Это - персональный сайт санчо2
Лекция 2
1. Возникновение античной философии и основные этапы ее развития.
2. Космоцентризм и антропоцентризм, и натурфилософия. Милетские фи-лософы (VII – V в. до н.э.).
3. Классическая античная философия и круг ее проблем (V – IV в. до н.э.). Сократ, Платон, Аристотель.
4. Эллинистическая античная философия. Эпикурейцы и стоики.
1. Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII – VI веках до н.э. Для ее возникновения характерны те же законы, на которые мы указали в 1 лекции. Она формируется в определенных исторических условиях: экономиче-ских, социальных, культурных. К тому времени в Древней Греции существова-ло достаточно развитое рабовладельческое общество, со сложной социально классовой структурой и формами разделения труда, носившими уже специали-зированный характер. Возрастает и роль интеллектуально-духовной деятельно-сти, приобретая черты профессионализма. Развитая духовная культура, искус-ство создавали благоприятную почву для формирования философии и фило-софского мышления. Так, Гомер и его творчество, достаточно отметить его "Иллиаду" и "Одиссею", оказали огромное воздействие на многие стороны ду-ховной жизни греческого общества того периода. Можно образно сказать, что все "античные философы и мыслители "вышли из Гомера". А позднее многие из них обращались к Гомеру и его произведениям как аргументу и доказательству.
Вначале философия выступает в форме мудрствования. Так, "семь мудре-цов": 1) Фалес Милетский, 2) Питтон Митиленский, 3)Биант из Присны; 4) Со-лон из Азии; 5) Клеобул Лионтийский; 6) Мисон Хенейский; 7) Хилон из Лакедемонии пытались в афористической форме осмыслить существенные стороны бытия мира и человека, которые имеют устойчивый, всеобщий и общезначимый характер и определяют действия людей. В форме афоризмов они вырабатывали правила и рекомендации для действия людей, которым люди должны следовать, чтобы избегать ошибок: "Чти отца своего" (Клеобул), "Знай свое время" (Питтон); "Плохое в своем доме скрывай" (Фалес). Они носили скорее характер полезных советов, чем философских высказываний. В полезности и выражается их ограниченный, но рациональный смысл. В силу чего они являютя общеприменимыми. Но уже у Фалеса высказывания приобретают и собственно философские характер, поскольку в них фиксируются всеобщие свойства природы, которые вечно существуют. Например, "больше всего пространство, ибо оно все содержит в себе", "Сильнее всего необходимость, ибо она имеет власть"1. В них лишь намек на философские проблемы, но не сознательная их постановка.
Но уже в рамках "Милетской школы философов"2 формируется собственно философский подход к пониманию мира, ибо они сознательно ставят и пытаются ответить на такие фундоментальные вопросы: Един ли мир и в чем выражается его единство? Имеет ли мир (в данном случае природа) свою первооснову и первопричину своего существования? Ответ на такие вопросы нельзя получить на основе своего жизненного опыта, а лишь посредством мышления в абстрактных, обобщенных понятиях.
"Милетские философы" обозначают объективно существующую природу особым понятием "космос", (в греческом языке – вселенная, мир). Отсюда появляется один из первых теоретических способов познания мира – космологизм (космос + логос, знание). Космологизм рассматривает мир, вселенную как целостную систему, которой присущи единство, устойчивость, целостность и вечность существования. И философия развивалась в форме натурфилософии, философского понимания природы, как рациональной формы ее описания, объяснения и понимания. Поскольку собственно научного знания еще не существовало, то философия брала на себя функцию и познания конкретных свойств природы и физических ее законов, (phisis – по гречески природа, физика), и в тоже время пыталась решать и сугубо философские про-блемы – что является первосущностью, первоначалом природы и в чем состоит сущность ее бытия.
В рамках "Милетской школы философов" за первосущность, первоначало, "первовещество" принимались отдельные предметы и явления, свойствам кото-рых придавался всеобщий характер. За основу всего сущего брались свойства единичного, отдельного. Так, Фалес из Милет (конец 7 – первая половина 6 в. до н.э.) в качестве первоосновы существующего берет воду, как важнейшее первовещество. Она единый источник рождения всего. Несомненно, бралось во внимание эмпирический факт – там, где есть вода, там есть жизнь. Анакси-мандр (610 – ок. 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса, в качестве первовещества, пер-воначала берет апейрон (в переводе в греч. – беспредельное), который вечен и присутствует везде и не имеет границ. А потому и Космос – вечен и безграни-чен. А космос представляется живым, дышащим "организмом", где в качестве дыхания выступает столкновение теплого и холодного воздуха. Анаксимен (6 век до н.э.) считал, что первоначалом является воздух, из которого возникают все предметы и вещи объективного мира. Он также является основой космоса. "Дыхание воздуха" (разжижение и сгущение) держит все и порождает все. Так, в рамках уже милетской школы выражается определенный принцип философ-ствования – рассматривать бытие мира из самого мира. Такой принцип и назы-вается материализмом. Иногда его называют натурализмом. Так рождается ма-териалистическая традиция в Античной философии, которая оказала огромное влияние на развитие философской мысли всей Античности, но и Европейской философии в целом. Нельзя не отметить, материализм это уже рациональный способ познания мира, хотя еще в неразвитой, наивной форме.
Особую роль в развитии античной философии сыграл Гераклит Эфесский (из г. Эфес) с 544 – 480 гг. до н.э.) Исходя уже из сложившейся традиции, за единое основание мира он также берет отдельное явление – огонь, а космос яв-ляется "огнедышащим шаром", который существует сам по себе, никем не соз-дан и всегда был и будет "вечно живым огнем", который обладает собственны-ми ритмами бытия ("мерами вспыхивающими и мерами угасающими").
Для подчеркивания единства мира при всем его многообразии Гераклит вводит понятие Логоса, который также носит космический характер. Под Лого-сом он понимает космический разум (ум), который посредством слова и прида-ет Космосу определенный смысл бытия. Логос как бы охватывает все сущест-вующее и придает ему качество всеединства. Внутри этого всеединства все ве-щи, тела, предметы перетекают друг в друга. Благодаря движению он (космос) динамичен, а благодаря Логосу он сохраняет свою стабильность, определен-ность и гармонию. Гераклит одним из первых создает учение о движении и раз-витии материального мира, источник и причина развития и движения находятся в самом мире. По сути, это исторически первая форма античной диалектики как учения о движении и самодвижении мира. И она носила материалистический характер. По его мнению, движение есть всеобщий способ бытия материи. Без движения и вне движения предметы вещного мира не проявляют свои свойства. Он выдвигает афористическую формулу: "Все течет и все изменяется", подчер-кивая универсальный характер движения, понимая по ним текучесть и измен-чивость свойств, а не только механическое перемещение. Объективность и ес-тественность движения как атрибута1 материи (природы) подкрепляются срав-нением – течет как вода в реке. Но самое важное в учении Гераклита – характе-ристика источника, первопричины движения. Таким источником является борьба противоположностей, которая и приводит в движение все существую-щее. По сути, он первым сформировал закон единства и борьбы противополож-ностей, который носит всеобщий и универсальный характер. И для того време-ни Гераклит дает развернутую характеристику содержания и действия этого за-кона. Так, под единством он понимает тождество противоположностей, то есть, принадлежность различных взаимоисключающих свойств к одной и той же сущности, к одному предмету. Например, "день и ночь, зима и лето" – есть свойства природы. Борьбу противоположностей рассматривает не просто как столкновение и уничтожение взаимоисключающих свойств, а как переход од-ного в другое, как взаимопереход: "Холодное становится теплым, теплое хо-лодным, влажное – сухим, сухое – влажным". Противоположности как бы на-ходятся в триединой связи одновременно: 1) они взаимообуславливают друг друга; 2) они взаимодополняют друг друга (гармония мира) и 3) они взаимоис-ключают друг друга (борьба). Развитие мира как космоса предполагает вечный круговорот явлений, в силу чего он остается вечно живым огнем. Здесь нелиш-не подчеркнуть, что к Гераклитовской диалектике и его учению о развитии апеллировали все последующие философы и мыслители.
Гераклит подвергает философскому анализу сущность познавательной дея-тельности человека и выдвигает учение об истине. Так, всеобщим основанием познания является способность людей к мышлению. ("Мышление общее для всех"), инструментом которого является слово ("логос"), а целью познания – достижение истинного знания, т.е. такого, которое не искажает объективные свойства вещей. Он выделяет два уровня познания:
1) чувственное знание, которое он называет "темным", поскольку чувства часто искажают реальную картину и фиксируют лишь отдельные внешние свойст-ва. "Плохие свидетели глаза и уши людей". Он, правда, оговаривается, что только у тех, которые "имеют грубые души".
2) теоретическое знание, которое дает мышление, посредством которого чело-век достигает истинного знания и становится подлинным мудрецом.
Виднейшим представителем материалистической традиции в Античной фи-лософии был Демокрит из Абдер (460 – 350 гг. до н.э.). Он является наиболее последовательным проводником материализма, как принципа объяснения и по-нимания мира. Он считал, что первовеществом "первокирпичиком" всего суще-ствующего являются атомы, мельчайшие, неделимые частицы. Они меньше пыли, а посему зрительно не воспринимаемы. Он становится создателем ато-мической картины мира.
Демокрит разрешает и такой сложный и трудный вопрос: Если все состоит из атомов, то почему мир предметов так многообразен по своим свойствам? То есть, он столкнулся с фундаментальной философской проблемой – единства и многообразия мира. И в рамках философии и натурфилософии того периода он дает ее рациональное решение. Атомы бесконечны в числе, но отличаются по 1) величине; 2)тяжести (тяжелые и легкие); 3) геометрическим фигурам (плоские, круглые, крючковатые и т.д.). Бесконечная неисчерпаемость форм атомов. От-сюда бесконечное многообразие свойств предметов связано с тем, из каких атомов они состоят. Кроме того, изменение свойств зависит от изменения по-рядка связи, соотношений между различными атомами. Комбинации атомов бесконечны в своем многообразии. Поэтому Вселенная, космос есть движущая материя, состоящая из атомов. Под материей он понимает все то, что состоит из атомов. А под движением он понимает и перемещение атомов (они носятся как угорелые), и их соединение и разъединение. А само движение обладает рит-мичностью, повторяемостью и устойчивостью. Поэтому он склоняется к при-знанию существования в мире необходимости, т.е. обязательности и объектив-ности происходящего, устойчивой упорядоченности событий, и отрицания тео-логии1. В этом плане философию Демокрита можно характеризовать как атеи-стическую. Но в мире нет и случайностей, а господствует жесткая необходи-мость. Поэтому бытие мира, есть существование в необходимости. А небытие есть пустота, когда разрушаются связи и отношения, а предметы утрачивают свои свойства.
Принцип материализма Демокрит последовательно применяет к объясне-нию сущности познания, получению истинного знания о чем-либо. Под исти-ной в данном случае мы понимаем совпадение, адекватность наших представ-лений, образов, понятий реальным свойствам вещей. Можно сказать, что Де-мокрит одним из первых создает достаточно стройную теорию познания, в ос-нове которой лежит принцип отражения, воспроизведения мира и его свойств в мышлении. Обычно теорию познания Демокрита характеризуют как "теорию истечения", суть которой заключается в следующем. Атомы покрыты тончай-шей пленкой, "eidola" – образами. Они срываются, "истекают" с поверхности атомов, воздействуют на наши органы чувств, отпечатываются в них, сохра-няются и закрепляются в памяти. Это чувственный уровень познания, который обладает признаком достоверности. Правда, чувственное познание он называет, "темным", в силу его неполноты, фрагментарности и поверхностности. Истин-ное знание есть хотя и продолжение чувственного знания, но уже результат деятельности ума, который посредством понятий, обобщает отдельные факты, дает полное и неискаженное знание о сокрытой от чувств подлинной сущности вещей. А это уже результат деятельности мышления, деятельности ума посред-ством понятий. Познание как бы переходит от чувственного, эмпирического познания, к знанию теоретическому, рациональному, рассудочному, в котором нам открывается истинная природа вещей.
С точки зрения своей атеистической концепции Демокрит объясняет и су-ществование духовного мира и души человека. Все живое обладает душой, со-стоящей из особых атомов. Душа человека состоит из очень легких и сфериче-ских атомов. А поскольку и тело человека состоит из атомов, то можно гово-рить о единстве Души и Тела. А потому когда тело умирает, то душа покидает тело, рассеиваясь в пространстве. Конечно, это наивная диалектика души и те-ла, но все же попытка объяснения их взаимосвязи.
Демокрит затрагивает и сложные нравственные проблемы бытия человека. В специальном труде "О ровном настроении духа" (об "эвтимии") он представ-ляет цель жизни человека как стремление к счастью и благу, достигаемые спо-койствием и равновесием в душе, состоянием безмятежной мудрости. Безмя-тежность – психическое состояние, когда чувства не поднимают мятеж против разума. А счастье понимается не как стремление к наслаждению, а к справед-ливости. Отсюда он делает вывод, что только нравственный человек подлинно счастлив. Он этого достигает, следуя велению совести и стыда, которые он ха-рактеризует в форме афоризмов: "Дурного не говори и не делай, даже если ты один; научись стыдиться себя намного больше, чем других" (совесть). "Не из страха, но из чувства долга надо воздерживаться от поступков" (стыд). "Немо-ральными могут быть не только деяния, но и намерения". Конечно, эти посту-латы носят рекомендательный характер, но могут быть общеприменимы. Они до сих пор не теряют своей значимости, привлекательности и вдохновляющей силы.
Заметное место в Античной философии этого периода занимает Пифагор (570 – 406/97 гг. до н.э.) и образованная им "Пифагорийская школа". Он был не только известным математиком и геометром, но также и выдающимся филосо-фом. Он предлагает оригинальное решение фундаментальной философской проблемы – что является основанием единства мира и н
|